Тема урока: Пробуем
сочинять загадки? (урок русского языка
во 2 классе)
Цель урока:
Обобщить знания
учащихся о понятии «орфограмма», о
сущности орфографических трудностей
русского письма.
Познакомить учащихся
с приемами конструирования загадки.
Развивать умения
называть признаки предметов, подбирать
рифмы, развивать орфографическую память
учащихся.
Продолжить работу
по формированию особого способа письма,
приучающего обнаруживать орфограммы
до записи слова – письмо с пропусками
орфограмм, с «окошками», а также по
формированию умения работать со
словарем.
Воспитывать
эстетические чувства учащихся.
Оборудование: иллюстрации:
предметная картинка «Васильки»,
иллюстрации предметов народного
промысла «Гжель»; таблица для подведения
урока; угощение для учащихся.
Литература: учебник
М.Соловейчик «Русский язык» для 2 класса,
тетрадь-задачник, «Методические
рекомендации для учителя» автор М.
Соловейчик; «Речевые секреты»- автор
Ладыженская Т.; Т.И. Тарабанина «И учеба,
и игра: русский язык. Популярное пособие
для родителей и педагогов».
Организационное
начало урока.
Сообщение темы урока.
- На сегодняшнем уроке
русского языка мы будем составлять
загадки, и учиться писать грамотно без
ошибок.
Минутка чистописания.
- Я тетрадь свою открою
и наклонно положу,
И от вас, друзья, не
скрою, ручку правильно держу.
- Сегодня на минутке
чистописания мы повторим написание
строчной буквы я.
- Из каких элементов
состоит эта буква? (Буква я состоит из
овала и двух наклонных линий с закруглением
внизу)
Орфографическая
разминка.
1. Откройте орфографический
словарь на с. 133 и выпишите все слова,
которые начинаются с буквы я. К доске
пойдет Коля.
- Начало предложения
пишу с красной строки, с заглавной буквы.
Яблоко – в этом слове 3 слога: я, бло, ко,
ударение падает на 1 слог, опасные места
при письме на втором и третьем слоге;
ягода – в этом слове 3 слога: я, го, да,
ударение падает на 1 слог, опасные места
при письме на втором и третьем слоге;
яичница – в этом слове 4 слога: я, и, чни,
ца, ударение падает на 2 слог, опасные
места при письме – буква я, буква и,
буква а; яйцо – в этом слове 2 слога: яй,
цо, ударение падает на 2 слог, опасные
места при письме на 1 слоге, в конце
предложения ставлю точку.
2. Выполните звуко-буквенный
разбор слова ягода.
Изучение нового
материала.
Постановка проблемной
ситуации.
– Любите ли вы загадки?
(Да.) Умеете ли их отгадывать? (Да.)
- Тогда отгадайте мою
загадку.
Из пшеницы, из овса
Смотрят синие глаза.
- Почему вы решили, что
это васильки? (Я так решил потому, что
васильки – это цветы синего цвета,
которые растут в поле.)
- В загадке сам цветок
назывался? (Нет, сам цветок в загадке не
назывался.)
- В этом и заключается
секрет загадки: сам предмет, который
загадывается, не называется, говорится
о похожем предмете, но у которого есть
признаки первого.
- Какие признаки васильков
названы в загадке?
- А сами вы умеете
загадывать загадки? (Да.) Приведите
примеры.
- Да, интересно отгадывать
и загадывать загадки. А составлять их
еще интереснее.
2. Физминутка. Выполнение
комплекса упражнений для глаз (профилактика
глазных болезней).
3. Знакомство со структурой
загадки.
– Назовите предметы,
которые здесь изображены. (Это чайник,
самовар и салфетка.)
- А как называется этот
народный промысел? (Это гжель.)
- Гжель – это дивные
синие цветы, травы листья на белой
керамике. Изделия гжельских мастеров
отличаются изящной формой. Узоры придают
необыкновенный, сказочный вид вазам,
чайникам, чашкам.
- Внимательно рассмотрите
чайник и назовите его внешние признаки.
Какой он?
- На что похож чайник?
Кого напоминает?
- Для чего нужен?
- Где обычно находится?
- Что в чайнике?
- Давайте придумаем
загадку и назовем чайник «слоном в
беретке». И составим загадку. Итак,
записываем в тетрадь: первая строчка:
Слон в б.ре.к. на .гне
с.дит,
воду к.п.тит.
- Так что же нужно помнить
при составлении загадки? (Сам предмет
не называем, а указываем лишь его
признаки.)
4. Работа по учебнику.
1)стр. 49, упражнение 175
(тетрадь-задачник).
- Ребята, давайте
прочитаем тексты и решим, где загадка,
а где – нет?
- Почему у цифры 1 мы
поставили минус? (Здесь назван предмет,
не выполнено первое требование к
загадке.) Как стихотворение превратить
в загадку? (Нужно убрать слово стол.)
- Почему второй текст
– это загадка?
2)стр. 70, упражнение 177
(учебник).
- Что за предмет изображен?
(Это лопата.)
- Зачем он нужен? Из
какого материала сделан? На что похож?
(Составление и запись
загадки - Ж.лезн.. л.до.ка к.па.т к.рто.ку.
(л.пата)
3)Игра «Хлопки». Если
я называю загадку, то вы хлопаете в
ладоши, если мой текст не загадка, то
переделайте его, чтобы получилась
загадка.
Белка очень весела,
белый гриб она нашла.
Сто одежек и все без
застежек.
Не солнце, не огонь,
а светит.
Белый снег пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо падает,
ложится.
Итог урока.
1. - Итог урока проведем
по таблице. На сегодняшнем уроке мы:
- думали…(как правильно
составить загадку)
- составляли…(загадки
о предметах)
- узнали…(об особенностях
загадок)
- выполнили… (много
различных упражнений)
- понравилось… (мне
понравилось самому составлять загадки)
- учились… (писать без
ошибок, с «окошками»)
2. За хорошую и дружную
работу на сегодняшнем уроке я вам
приготовила сюрприз. Угадайте, что лежит
в моем кармашке?
У меня в кармашке
шелестят бумажки.
Развернешь еще одну
станет сладенько во рту. (конфета).
(угощение учащихся)
- Наш урок окончен.
Можете быть свободными.
|