МБОУ "Павловский лицей имени В.А. Нарывского" сайт лицея переезжает на другой адрес https://lic-pavlovskij-r56.gosweb.gosuslugi.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Год педагога
Меню сайта
Дети
Госуслуги
Разделы меню
Педсовет [5]
Главная » Файлы » Тематические педсоветы » Педсовет

Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы
[ Скачать с сервера (39.0 Kb) ] 19.11.2013, 17:45

Выступление на педагогическом совете

Тема «Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы»

На проблему домашнего задания у педагогов есть как минимум две точки зрения.

Одни считают, что домашнее задание вообще надо отменить, потому что именно в процессе урока учитель должен достигать целей обучения.

Другая группа педагогов считает, что именно самостоятельная работа дома позволяет школьникам закрепить учебный материал, сформировать умения самостоятельно добывать знания и развить познавательный интерес.

Мне близка вторая точка зрения, потому что домашние задания - один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Именно поэтому необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной нагрузки школьников.

Домашняя работа по русскому языку - самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по разным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствующая приобретению не только умений, но и навыков.

Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.

Но это точка зрения педагога, причем любого, а не только моя.

А вот с точки зрения ученика, домашняя работа – это обуза, нелегкий труд, который отрывает от занятий любимым делом. Именно поэтому домашнее задание, с точки зрения учителя - неотъемлемая часть процесса обучения, и эта часть нелюбима школьниками, и их можно понять. Во-первых, это дополнительная к учебным занятиям в школе нагрузка, и порой немаленькая. Во-вторых, часто это скучная, неинтересная, рутинная работа, выполняемая недобросовестно. В-третьих, ученики нередко просто не могут правильно выполнить задание, ведь способности у всех разные.

Можно продолжить перечислять причины нелюбви учеников к домашнему заданию, но уже и этого вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод: эффективность обучения зависит в большой степени и от правильно организованной домашней работы.

При планировании урока этот этап требует особых раздумий и умений педагога.

На мой взгляд, при учелом и правильном подходе к целеполаганию и планированию этого этапа урока система творческих домашних заданий может решить следующие задачи:

Стимулирование познавательного интереса учащихся;

        Повышение мотивации к учебному процессу;

Воспитание самостоятельности школьников в учебно-познавательной деятельности и ответственности за выполняемую работу;

        Развитие самоконтроля при выполнении задания;

Выявление и развитие творческих способностей детей;

Получение более глубоких и широких знаний по предмету;

Воспитание информационной культуры;

Формирование исследовательских умений (выявление проблемы, сопоставление, формулирование гипотезы…);

Всесторонне развитие личности.

 

У меня есть уже некоторый опыт использования системы творческого подхода к выполнению учащимися домашнего задания, которым я хочу поделиться.

Русский язык традиционно считается в ученической среде и трудным, и скучным предметом. Я стараюсь разрушить этот стереотип, предлагая моим ученикам творческие домашние задания, соблюдая при этом принцип дифференцированного подхода. Кроме того, активно использую информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Например, при изучении в 7 классе темы «Причастие» своей задачей считаю не только научить правильно писать суффиксы причастий, определить вид причастия, научить морфологическому разбору, выбору написания н-нн, слитного – раздельного написания НЕ с причастием. Конечная цель – научить свободно употреблять причастия в речи устной и письменной. Поэтому прежде чем дать творческое задание(написание сочинения), предлагаю собрать «корзинку». С этого момента все становятся участниками проекта, правда, каждый в меру своих способностей, силенок и прилежания. Вот, например, как это может отрабатываться на нескольких уроках:

  1. Предлагаю посмотреть в окно и придумать простое(слабым) и сложное (сильным) учащимся. Самое удачное записываем на доске и определяем главное слово. Затем даю время на доработку своего предложения и определения темы будущего сочинения по гл. слову предложения.(небо, листок, дерево, тропинка, поле, туман)Весь класс задействован в этой работе, но каждый собирает свою «корзинку».

  2. Затем к главному слову подбираем глаголы(туман стелется, сгущается, опускается, ложится и т.д.).

  3. Образовать от глаголов все возможные формы причастия(стелющийся туман, стелившийся туман)

  4. Образовать причастный оборот с этим причастием(Стелющийся над Каргалкой туман).

  5. Составить предложение с причастным оборотом(простое и сложное).

  6. И только после такой работы даю д.задание : написать сочинение-миниатюру по выбранной темы, использовав предложения с причастными оборотами. Для сильных учеников усложняю задание (сложные предложения, причастный оборот, выделенный запятыми и т.д.) Каждый выбрал себе посильное задание, по итогам выполнения которого получил оценки.


Но есть в реализации системы творческих домашних заданий и проблемы. Вот несколько из них.

 

Проблема 1: творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у школьников уже есть достаточные знания и умения по предмету, творческое мышление, опыт творческой деятельности. Другими словами, неподготовленным к творческой деятельности учащимся бесполезно предлагать творческие домашние задания.

Решение проблемы: начинать работу с учащимися уже с пятого класса. А еще лучше держать тесную преемственную связь с младшим звеном школы и вместе с учителями начальных классов выработать стратегию применения творческих домашних заданий и уже с 1-го класса развивать творческое мышление.

 

Проблема 2: в классе, как правило, учащиеся с различным уровнем способностей, а именно:

1)     Способные, понимающие новый материал с первого объяснения, имеющие высокую мотивацию к учению, сформированные учебные навыки.

2)     Учащиеся с несформированными учебными навыками, замедленным мыслительно-психическим процессом. У них крайне низкая мотивация к учению.

3)     Учащиеся без особых способностей, но имеющие учебные навыки, удовлетворительно усваивающие учебный материал, желание и интерес к учебе у них непостоянный.

Проблема состоит в том, что все эти учащиеся находятся в одном классе, и всех их нужно научить.

Решение проблемы: предлагать дифференцированные задания, давая право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.

Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в классе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим, рождает интерес к предмету, повышает мотивацию к учению, способствует оптимизации психологической и физической нагрузки учеников.

 

Проблема 3: подготовка творческих домашних заданий занимает у ученика много времени .

Решение проблемы: давать на выполнение не меньше недели (а при необходимости и больше), чтобы ученик смог распределить свое время, избежать перегрузки.

Также эффективной будет проектная деятельность, когда каждый учащийся работает над своей частью проекта в течение какого-то времени, а затем все оформляется в конечный продукт деятельности.

 

Проблема 4: проверка творческого домашнего задания требует и от учителя много времени. Не всегда это можно сделать на уроке. А игнорировать проверку домашнего задания нельзя, иначе у школьников возникнут сомнения: обязательно ли его выполнять, раз оно не проверяется.

Решение проблемы:

1.                      Предлагать учащимся выполнять домашнее задание с использованием ИКТ. Тогда учитель сможет после уроков проверить задание, которое школьники скинули с флеш-карты на компьютер. Наиболее удачные работы можно будет потом вынести для эмоциональной оценки на суд всего класса.

2.  В начале года составить план-график проведения творческих домашних заданий со списком тем и времени сдачи заданий, разместить его на стенде в кабинете. Данный план может, конечно, корректироваться в течение года.

3.                      Использовать внеурочную деятельность с презентацией своих работ (выставки, литературный клуб…), принимать участие в конкурсах различных уровней.

 


В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организация домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.

Известно, что в практике школы имеет место перегрузка учащихся домашними заданиями, наблюдаются и другие негативные стороны в подготовке детьми домашних заданий. Имеющиеся данные о загруженности учащихся вызывают тревогу и заставляют очень серьезно регламентировать учебную работу, предлагаемую в качестве домашней. Четко выделим то, что идет вразрез с методикой домашних заданий. Нельзя:

1)        завышать объем предлагаемой домашней работы;

  1. перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом
    развития их самостоятельности);

  2. предлагать для выполнения дома упражнений на неотработанный материал,
    который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на
    домашнюю работу);

  1. задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений
    сущности предлагаемых упражнений;

  2. предлагать для домашней работы такие упражнения, подобные которым
    еще ни разу не выполнялись на уроке;

  3. давать упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это при-
    водит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;

7)        допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов и т. д.);

8)        увеличивать без надобности объем изучаемых сведений о языке;

  1. не   учитывать   индивидуальные   особенности   учеников,   уровень   их
    работоспособности;

  2. отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без ука-
    зания на то, какие это именно источники и где их можно найти.

Существуют хорошо известные рекомендаций медиков-гигиенистов, касающиеся режима дня и сна школьников, их недельной занятости и строго определенного времени на домашние задания (в соответствии с возрастом и режимом дня).

Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.

В соответствии с Уставом общеобразовательной школы учащиеся должны затрачивать на подготовку домашних заданий в V классе- до 2 часов, VI-VII- до 2,5 часов, VIII- до 3 часов, IX - XI - до 4 часов.

При правильной организации домашних заданий учитываются следующие параметры:

  1. объем домашней работы по русскому языку (устной и письменной);

  2. ее содержание;

  3. сложность предлагаемой работы;

  4. степень самостоятельности учащихся при ее выполнении;

  5. методика задавания;

  6. подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.
    Остановимся подробно на каждом из этих параметров.

Задание должно быть рассчитано в среднем на 30 минут, т. е. занимать пятую или шестую часть всего времени, затрачиваемого на уроки. 30 минут ученик вполне может заниматься сосредоточенно, не делая в занятиях перерыва, после которого ему бывает трудно приняться за дело с прежним интересом.

Этого времени достаточно, чтобы изучить теоретическую часть учебника и выполнить небольшое письменное упражнение.

В отдельных случаях могут быть даны и два упражнения (небольших), особенно если к следующему уроку не задается новый теоретический материал.

Упражнения, даваемые в качестве домашнего задания, могут быть не только письменными: время от времени они должны выполняться и в устной форме, но время, затраченное на приготовление устного упражнения, не должно превышать указанной нормы.

Упражнения могут различаться сложностью или разнообразием заданий, требовать переписывания текста со вставкой орфограмм и знаков или выборочного выписывания нужных грамматических категорий, могут быть насыщены разбором или не требовать его вовсе. Все это увеличивает или уменьшает объем работы, что тоже нужно учесть, исходя из того, что на переписывание текста уже требуется от 10 до 20 минут.

Наиболее трудоемкие по времени задания, такие, например, как составление

конспектов, написание некоторых видов сочинений, подбор примеров на соответствующее правило (или ряд правил) из текстов художественных произведений, связанных с графическим оформлением в виде разного рода схем, таблиц и т. п., следует давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, в ряде случаев - как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Так, ученик, работающий в быстром темпе, сделает работу быстрее, чем его медлительный товарищ; ученик, обладающий логическим типом мышления, скорее оформит схему, составит таблицу и т. д.

По своему содержанию задания могут быть связаны с материалом одного только урока или с материалом ряда уроков (задания к обобщающим урокам). Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного.

В любом случае должна быть соблюдена мера: при наличии достаточно объемного основного задания не следует перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их следует давать только тогда, когда это действительно целесообразно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более качественной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

В качестве домашних заданий по русскому языку даются такие же виды упражнений, какие выполнялись в классе под руководством учителя. Это упражнения типа осложнённого списывания со вставкой (частей слов, целых слов), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, переконструированием текстов по разным грамматическим признакам, а также различные виды грамматического разбора, составление планов, составление и классификация предложений по определенным признакам. В отдельных случаях для домашней работы могут быть предложены изложения, сочинения, но обязательно с предварительной подготовкой.

Составление всякого рода схем, таблиц, конспектов, написание изложений, сочинений, подбор примеров из других источников - все эти виды работ также делают задания более разнообразными, но давать их нужно с осторожностью слабым учащимся.

Можно предложить учащимся составить устный рассказ на определенную тему, описать картину или виденное на экскурсии, при посещении театра, составить словарики (тематический, к определенному произведению) и т. п. Такие задания из-за их необычности требуют комментария учителя, особенно тщательной подготовки, только тогда они вызывают интерес и выполняются охотно, с двойной пользой: и для тренировки по русскому языку, и для осознанного восприятия того, о чём идет речь (например, экскурсии).

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при графическом оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при описании виденного в театре).

Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в конкретных условиях. Поэтому учителю важно решить вопрос о степени эффективности, каждого из них в данном конкретном случае.


Сложными являются задания творческого характера, проблемные, типа поисковых задач, в то же время отказаться от них нельзя, так как они вызывают активный интерес учащихся, способствуют более осознанному восприятию изучаемого. Проще выполнить задания по разбору, так как подобную работу ученики часто делают в классе.

Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для его учеников. При этом должны соблюдаться основные дидактические правила о постепенности перехода от легкого к более трудному, от простого к сложному.

Организуя домашнюю работу как самостоятельную работу учащихся, учитель дает рекомендации, помогающие детям самостоятельно работать дома. Если при выполнении работы учащимся потребуются дополнительные источники и материалы (словари, «Детская энциклопедия» и др.), то учитель должен конкретно сказать, к каким книгам нужно обратиться и как их использовать.

Так, изучая отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», предваряю первое чтение отрывка вариативным д.заданием. Задания при этом групповые и индивидуальные:

Словарная работа на слайдах(выпиши непонятные слова и найди лексическое значение в толковом словаре Даля.

Составить зрительный ряд «Решетки Летнего сада».

Презентация «Прогулка по летнему саду».

Выпиши глаголы, при помощи которых поэт передает свои чувства.

Есть много форм и видов творческих видов работ, и педагоги давно и успешно их используют:

·        Подготовка викторины по определенной теме;

·        Рисунки, иллюстрирующие правила или тексты;

·        Написание рецензии;

·        Составление алгоритмов, таблиц по теме;

·        Составление кроссвордов;

·        Анализ дополнительного материала по теме;

·        Реферат;

·        Презентация;

·        Буклет;

·        Подготовленное устное выступление на определенную тему;

·        Сочинение, стихи;

·        Цитатный план;

·        Составление тестов;

·        Участие в конкурсах;

·        И многие другие…

 Вполне самостоятельно и успешно выполнить домашнюю работу учащиеся могут в том случае, если у них сформированы навыки самостоятельной работы; навык правильно распределись время, работать с учебником, словарями, дополнительной литературой, конспектировать, составлять планы заданных параграфов, связно их пересказывать. Такие навыки облегчают работу дома.

К самостоятельной работе учащихся побуждают домашние задания, содержащие в себе элементы новизны, требующие от них творческого подхода, смекалки.

Традиционной стала ошибка в построении урока, когда домашнее задание учитель дает «под звонок» или после звонка. В таких условиях не может быть в речи о разъяснении рациональных приемов выполнения домашних заданий. Чтобы учащиеся успешно справились с домашней работой по русскому языку, задание нужно давать не торопясь, с необходимыми разъяснениями.

Домашнее задание может даваться на разных этапах урока: после объяснения и закрепления нового материала (т. е. в конце урока) и после проверки предыдущего домашнего задания (т. е. в начале урока).

Элементы дифференциации способствуют оптимизации учебного процесса, позволяют более полно учесть различия в уровне познавательных возможностей учащихся. Одним из способов дифференцирования работы являются задания на выбор, когда учащиеся могут выполнить любое из двух - трех заданий. При такой системе можно предложить и одно из таких заданий, которые используются в школьной практике редко (ведь если дается одно задание для всего класса, оно должно быть посильно для каждого ученика). К таким редким заданиям относятся задания аналитико-синтетические (когда требуется логическая переработка изученного материала) или синтетические (построение связного высказывания). На фоне заданий аналитических (работа по образцу) такие домашние задания воспринимаются как новые, нетрадиционные и позволяют учащимся проявлять собственную инициативу. Задания на выбор могут быть предложены на текстовом материале одного упражнения, что обеспечивает комплексную работу над текстом и дает детям возможность попробовать силы в различных видах работ, проявить себя с лучшей стороны. В составлении такого задания есть свои трудности, но там, где ученик делает свободный выбор, домашняя подготовка, как правило, идет успешнее.

Я не касаюсь вопросов проверки домашнего задания, так как это особая методическая проблема, хотя считаю необходимым подчеркнуть, что эффективность выполнения домашней работы связана с тем, как учитель контролирует самостоятельную домашнюю подготовку учащихся.



Категория: Педсовет | Добавил: litzej
Просмотров: 5969 | Загрузок: 186 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]